Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка как иностранного»
Образование
Челябинский государственный педагогический университет по специальности«Русский язык и литература» (Учитель русского языка и литературы)
Профессиональная переподготовка по программе «Лингвистика и филология. Теория и методика преподавания в организации высшего образования» (преподаватель высшей школы), 2019 г.
Профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент организации. Управление образовательным процессом в университете», 2012 г.
Стаж работы в ЮУрГУ – 20 лет
Повышения квалификации
2020 г. – «Актуальные вопросы изучения русского языка как неродного» (ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г. Екатеринбург)
В 2018 году в Южно-Уральском государственном университете по программе «English for General and Academic Purposes. Upper-intermediate» –120 часов;
В 2018 году в Южно-Уральском государственном университете по программе «Лингвистическая дискурсология» – 36 часов и др.
2016 г. – тренинг «Эффективные сервисы профессиональной и социально-бытовой поддержки иностранных специалистов в российских вузах» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Сертификат)
2016 г. – курсы повышения квалификации «Основы работы в учебном портале на платформе с открытым кодом (СДО Moodle)» (Южно-Уральский государственный университет)
2016 г. – курсы повышения квалификации «Методика организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному и комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)
2016–2017 гг. – профессиональная переподготовка «Управление проектами по стандартам IPMA» (Южно-Уральский государственный университет; Сертификационный Центр СОВНЕТ-СЕРТ, Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ»)
Научные интересы
психолингивистика, лингвокультурология, прагматика, теория речевого воздействия
Научные достижения
Кандидат филологических наук (10.02.01 – русский язык);
Регулярно участвует в российских и международных конференциях, посвящённых проблемам преподавания русского языка как иностранного в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности:
Международный российско-азиатский симпозиум «Образ России в международном образовательном пространстве: евро-азиатский вектор» 27 – 28 ноября 2020 год.
II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме «ВОСТОК–ЗАПАД: пересечения культур» (2-5 октября 2019, Киото, Япония)
II Международный форум «Русистика в России и Китае: инновационные практики» (17.06.2019-21.06.2019), г. Якутск.
XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ» (06.06.2019-08.06.2019), г. Москва
VII-я Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации» (06.06.2019-06.06.2019), г. Москва
Международная научная конференция «лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике» (Тяньцзинь, Китай, 2018).
2016 г. – V Конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» (Казань, 4-8 октября 2016 г.);
2016 г. – Международная научно-практической конференция «Русский язык как иностранный в современных социокультурных условиях: состояние и перспективы» (Университет Карфагена Высший институт языков Туниса, 17–20 апреля 2017 г.).
Неоднократно участвовала в работе диссертационных советов по русскому языку в Челябинске и Уфе в качестве оппонента.
Входила в состав рабочей группы по проведению мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Россотрудничества.
Участвовала в реализации проекта «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» в соответствии с федеральной целевой программой «Русский язык» на 2016–2020 годы.
Среди реализованных проектов – проведение курсов повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей школ в Казахстане, а также мероприятия, направленные на укрепление позиций русского языка в мире – Международные олимпиады по русскому языку как иностранному, Международный конкурс эссе «Обучение в России: что это значит для моей карьеры», проводившийся в 2014–2015 годах.
Публикации
Автор ряда пособий по русскому языку как иностранному, в том числе:
- Доронина, Е.Г. Стилистика: учеб. пособие для иностранных студентов. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2018. – 60 с.
- Доронина, Е.Г. Причастие: интерактивное пособие для иностранных учащихся / Е.Г. Доронина, А.Е. Можеевская, Ю.В. Казакова. – Электрон. мультимед. дан. (72 Мб).
- Информационные технологии в лингвистике: методические указания по выполнению самостоятельной работы / составитель Е.Г. Доронина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 28 с.
- Основы теории тестов: методические указания по выполнению самостоятельной работы / составитель Е.Г. Доронина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 19 с.
Имеет более 20 научных публикаций, в том числе работы последних лет:
КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ИНОКУЛЬТУРНОГО ТЕКСТА В КУРСЕ РКИ // Когнитивные исследования языка (в соавт. с Ю.В. Казаковой, Е.П. Ульяновой)
ANALYSIS OF SPEECH SAMPLES AS A MEANS OF INTENSIFICATION OF TEACHING PHONETICS OF A FOREIGN LANGUAGE Katsay D.A., Doronina E.G., KazakovaYu.V., Kharchenko E.V., Isupova T.D 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, Spain, 2017. pp. 2771-2778.
EDUCATIONAL RESOURCES FOR TEACHING OF PHONETICS OF A FOREIGN LANGUAGE ON THE INTERNET Kharchenko, E. Doronina, Y.Kazakova, O. Elagina, L. Shestakova 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation, Spain, 2017. pp. 2793-2797
ETHNOCULTURAL ASPECTS OF WRITINGS SCIENTIFIC TEXTS E.G. Doronina, I.V. Kazakova. II World Congress in Real and Virtual Mode East-West: the Intersection of Cultures, Japan, 2019. pp. 655-660.
Доронина, Е.Г. Коммуникативная категория речевого воздействия: способы и средства выражения в публицистическом дискурсе // Проблемы лингвистики: современный подход / Аверина М.А. [и др.]. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2012. – С. 96 – 120.
Доронина, Е.Г. Способы и средства речевого воздействия в публицистическом тексте // Проблемы педагогической теории и практики: сборник научных статей / науч. ред. З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева, Л.П. Юздова. – СПб.: Изд-во БПА, 2012. – С. 113–116.
Доронина, Е.Г. Когнитивный аспект речевого воздействия (на материале медиатекста) // Актуальные проблемы современной лингвистики: антропоцентризм, семантика, прагматика: сб. статей научно-методической конференции кафедры русского языка и МПРЯ (Челябинск, 7–8 февраля 2012 г.) / отв. ред. Т.Е. Помыкалова – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2012. – С. 40–45.
Доронина, Е.Г. Коммуникативно-прагматический анализ медиатекста: поиск интегрированной методологии // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2013. – № 1 (11). – С.82–89.
Доронина, Е.Г. Общая когнитивная платформа как фактор воздейственности текста // ВестикЮУрГУ. Серия «Лингвистика». – Изд-во ЮУрГУ, 2014. – С. 87–91.
Доронина Е. Г. Методы оценки воздействующего потенциала медиатекста // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2014. – № 1 (13). – С.57–62.
Доронина Е.Г. Когнитивные основы речевого воздействия в межкультурной коммуникации //Евразийский вектор: проблемы международного образования: сборник статей / отв. редактор С.Г. Боталов. – Челябинск: Издательский центр ЮРГУ, 2016. – С. 124–138.
Преподаваемые дисциплины
Русский язык как иностранный, Методика обучения видам речевой деятельности, Стилистика современного русского литературного языка, Основы теории тестов и практика тестирования, Русский язык и культура речи, Стилистика научной речи