Наука

На кафедре активно ведется научно-исследовательская работа в области теории языка, психолингвистики, межкультурной коммуникации, лингводидактики и организационной лингвистики, в которой с удовольствием принимают участие не только магистранты и аспиранты, но и студенты. Студенты вовлекаются в научную деятельность и принимают участие в международных научно-практических конференциях и выставках.

Филологические дисциплины сочетаются с цифровыми технологиями. В рамках проектного обучения ведется разработка и создание национально ориентированного электронного курса по русскому языку как иностранному, который учитывает специфику их родного языка. К числу уникальных проектов кафедры  относятся четыре открытых онлайн-курса по фонетике русского языка для носителей арабского и китайского языка.

Успех курсов определен серьезной научной работой, которую проделал авторский коллектив: преподаватели кафедры построили обучение русским звукам с учетом особенностей артикуляционной базы арабского и китайского языка, разработали  и использовали эффективные приёмы корректировки произношения в онлайн-режиме. Важная отличительная черта созданных курсов – их коммуникативная направленность. С первых уроков студенты учатся произносить несложные фразы, знакомятся с русской фонетикой на примере частотных ситуаций общения, видят общение преподавателей и иностранных студентов на уроке, убеждаясь, что обучение русскому языку – такому сложному! – может быть лёгким и приятным.

Коллективом кафедры активно ведется работа над научными проектами различного уровня, основные результаты публикуются в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных Scopus и Web of Science, в журналах ВАК, а также в формате статей, индексируемых в базе данных РИНЦ. Опубликованы научные монографии. Под руководством доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой, Е.В. Харченко ведется подготовка будущих кандидатов наук.

Ежегодно сотрудники кафедры участвуют и выступают с докладами на международных и общероссийских конференциях, организуемых научными учреждениями в нашей стране и за рубежом.

Статьи ВАК:
  1. Профессионализация языкового сознания (на примере медицинского персонала)// Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 12 (408). С. 194-199. Соавтор: Клочкова Е.В.
  2. Анализ разницы языковых сознаний носителей разных культур как способ противодействия экстремизму и терроризму//Политическая лингвистика. 2017. № 6 (66). С. 241-250. Соавтор: Доронина Е.Г.
  3. Подходы к анализу межкультурной бизнес-коммуникации (на примере переговоров по скайпу)// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (128). С. 131-136. Соавтор: Нин Х.И.
  4. Образ ребенка в языковом сознании носителей китайской и русской лингвокультур (по данным ассоциативного эксперимента) Вопросы психолингвистики. 2018. № 37. С. 82-91 Соавтор: Цзинь Ч.
  5. Сходство и отличие образа ребенка в языковом сознании Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филологические науки. Выпуск 114. – Челябинск, 2018. – Выпуск 114. – С. 271-280. Соавтор: Цзинь Чжи
  6. Цветообозначения политических реалий (на примере Шри-Ланки)// Политическая лингвистика. 2018. № 4. С. 161-166. Соавтор: Рев Васкадуве Сири Сарана Тхеро
  7. Англоязычные названия песен: протест или призыв к действию?// Теоретическая и прикладная лингвистика, 2019, 5 (2). С. 139-149. Соавтор: Плешков Е.С.
  8. Лингвокультурное пространство города: межкультурный аспект// Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 10 (432). С. 177-183. Соавтор: Мань Ш.
  9. Морфологические признаки частей речи в разнотипных языках (на материалах китайского, русского и английского языков)// Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. Выпуск 122. - № 12 (446) 2020.- С. 158-165. Соавтор: Цзин Байлян
  10. Этнокультурная специфика трактовки фразеологизмов с компонентом «животное»//Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – Выпуск 122. - № 12 (446) 2020. С. 150-157. Соавтор: Бай Сюйхаожань.
  11. Этнокультурная специфика категоризации мира посредством метафоры (на материале русской и сингальской лингвокультуры)// Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 352-355. Соавтор: Рев Васкадуве Сири Сарана Тхеро
  12. Харченко Е.В., Мань Шу Специфика восприятия и понимания эргонимов в межкультурной коммуникации// Вопросы психолингвистики. - №1 (47). – 2021. – с. 110-125.
  13. Educational resources for teaching phonetics of a foreign language on the internet 10TH INTERNATIONAL CONFERENCE OF EDUCATION, RESEARCH AND INNOVATION. – SEVILLE (SPAIN) 16-18 NOVEMBER 2017. Р. 2793-2797 Elena Doronina, YuliyaKazakova, Olga Elagina, LyudmilaShestakova.
  14. Analysis of speech samples as a means of intensification of teaching phonetics of a foreign language 10TH INTERNATIONAL CONFERENCE OF EDUCATION, RESEARCH AND INNOVATION. - SEVILLE (SPAIN) 16-18 NOVEMBER 2017. Р. 2771-2778. D.A. Katsay, E.G. Doronina, Yu. V. Kazakova, T.D. Isupova. 
  15. Characteristic features of language learning training in multicultural classroom 10TH INTERNATIONAL CONFERENCE OF EDUCATION, RESEARCH AND INNOVATION. - SEVILLE (SPAIN) 16-18 NOVEMBER 2017. Р. 2426-2431. S. Suvorova, I. Kotlyarova, K. Volchenkova, E. Doronina.
  16. Образ семьи в языковом сознании носителей разных лингвокультур (на примере Шри-Ланки и России) /Image of Family in the Linguistic Consciousness of Native Speakers in Different Linguacultures (on the Example of Russia and Sri Lanka) Philological Class, Филологический класс Номер: 4 (58) Год: 2019 Страницы: 40-48 Rev Waskaduwe Siri Sarana Thero

ЮУрГУ

Институт лингвистики и международных коммуникаций.
Кафедра "Русский язык как иностранный".

Адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 78в, аудитория 303 УК «Сигма»
Телефон: +7 (351) 272-31-31
E-mail:    rki@susu.ru