- Заказчик: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
Тема проекта: «Теоретические основы моделирования вербального поведения в профессиональных стратах» (2001–2003 гг.).
Полученные результаты: в ходе работы было выявлено влияние на модели вербального поведения общечеловеческих ценностей, национально-культурных особенностей, корпоративной и организационной культур, а также личностных характеристик самих коммуникантов. Сформирован системный подход в рамках психолингвистической теории, позволивший создать модели вербального поведения в профессиональных стратах, выявить типичное и специфическое в разных профессиональных группах. Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях (в том числе зарубежных), а также в подготовке докторской диссертации.
- Заказчик: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
Тема проекта: «Отражение особенностей культур в языковом сознании» (2004–2006 гг.).
Полученные результаты: в основе исследования была теория языкового сознания, согласно которой в каждой культуре формируется свой образ мира, который можно овнешнить через тексты, ассоциации, устойчивые выражения и другие проективные методики. Выявлены особенности межкультурного общения, к которому отнесено взаимодействие носителей не только разных национальных, но и разных гендерных, корпоративных, возрастных культур.
Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях (в том числе зарубежных), а также в подготовке монографии.
- Заказчик: Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Тема проекта: «Психолингвистические аспекты формирования корпоративной культуры российских предприятий» (2002–2003 гг.).
Полученные результаты: в ходе проекта изучалась корпоративная культура нескольких холдингов и организаций на основе анализа документов организаций, опросов, авторской методики выявления маркеров индивидуального поведения по речи, тренингов и т.д. Были выявлены концептосферы сотрудников и организации, устойчивые фразы и слова, овнешняющие конкретную корпоративную культуру. Сформированы на основе высказываний «сфера тревог» и «сфера надежд». Выделены причины тревожности у руководителей и подчиненных, выявлен «межкультурный» конфликт внутри организации, в основе которого лежит конфликт ценностей. Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях, а также в подготовке монографий.
- Заказчик: Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Тема проекта: «Образ высшего учебного заведения, отраженный в языковом сознании носителей разных культур» (2006–2007 гг.).
Полученные результаты: проект был направлен на выявление образа современного вуза у сотрудников (включая администрацию), студентов, преподавателей и родителей абитуриентов путем вербализации в ходе опросов, анализов сайтов российских и зарубежных вузов, а также проективных методик (например, ролевых игр). Выявлено несовпадение при восприятии системы названий вузов, многие родители и абитуриенты считали академию наиболее разносторонним вузом по сравнению с институтом и университетом. Многие опрашиваемые (в том числе преподаватели, студенты и сотрудники вузов) затруднялись или давали неправильный ответ при попытке объяснить разницу между специалитетом, магистратурой и бакалавриатом. Очень показательным был анализ и сопоставление сайтов российских и зарубежных вузов с потребностями студентов, абитуриентов и родителей абитуриентов. Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях, а также в подготовке диссертаций.
- Заказчик: Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Грант Президента РФ для молодых докторов наук.
Тема проекта: «Психолингвистические основы оптимизации речевого поведения в сферах профессионального общения» (2005–2006).
Полученные результаты: определен объем понятий «речевое поведение» и «профессиональное общение». На материале опросов и анализ профессиональных текстов с использованием психолингвистического подхода (теория речевой деятельности) выявлены модели социально одобряемого и социально порицаемого профессионального поведения на примере коммуникативных профессий (врач, учитель, продавец) и некоммуникативных (инженер). Выявлена национально-культурная специфика речевого поведения. Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях, а также в подготовке монографии.
- Заказчик: Министерство образования и науки РФ.
Тема проекта: «Теоретические основы исследования языкового сознания профессионалов» (2006–2007).
Полученные результаты: выявлены особенности профессионального языкового сознания, выявлены способы вербализации особого образа мира в каждой профессии (профессионально маркированные слова, термины, профессиональный жаргон, устойчивые выражения и словесные комплексы, ограниченные профессиональной сферой). Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях.
- Заказчик: Министерство образования и науки РФ.
Тема проекта: «Выявление специфики образа мира у носителей разных культур как основа безопасности и противодействия экстремизму и терроризму» (2011–2012).
Полученные результаты: создан системный подход к описанию специфики мира у носителей разных культур; предложена и пробирована модель описания образа мира носителей национальных культур на материале текстов СМИ (в том числе и интернет-источников, корпуса национального русского языка), выявлены вербальные маркеры, потенциально готовые спровоцировать межкультурный конфликт. Создан ассоциативный словарь студентов Уральского региона, собраны материалы для онтологии «Ценности и антиценности в русской культуре». Полученные результаты прошли апробацию в виде публикаций, выступлений на конференциях, а также в подготовке диссертаций.
- Заказчик: Министерством образования и науки в рамках ФЦП «Русский язык на 2016-2020 годы».
Тема проекта: «Разработка роботизированной диалоговой системы для изучения русского языка различными целевыми аудиториями с последующим использованием в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском» (2016–2017).
Полученные результаты: создана роботизированная диалоговая система для обучения фонетике русского языка носителей китайского и арабского языков, 4 национально ориентированных МООК для начального и продвинутого уровня владения русским языком, картотека звуковых файлов, программа анализа речевых образцов, программа работы виртуального кабинета, обеспечивающая изучение русского языка иностранными студентами с рекомендациями по совершенствованию произношения, программа функционирования антропоморфного робота в составе распределенной системы с удаленным сервером для анализа речевых образцов.
- Заказчик: Министерство Просвещения РФ в рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования».
Тема проекта: «Создание и развитие сети (не менее 8) центров «Институт Пушкина» В КНР на базе организаций, ведущих обучение на русском языке» (2018).
Полученные результаты: количество открытых центров «Институт Пушкина» в Китае – 9 центров;
Количество мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку) – 16 мероприятий;
Численность иностранных участников мероприятий, популяризирующих русский язык, образование и культуру России – 1143 человека;
Научные публикации в журналах/ сборниках материалов конференций, входящих в базы «Scopus», «Web of Science», а также в журналах, рецензируемых ВАК – 3 публикации;
Подготовка и издание учебно-методических материалов для обеспечения функционирования центров «Институт Пушкина» – 9 видов;
Создание сайта партнерской сети «Институт Пушкина» ЮУрГУ – 1 сайт.
- Заказчик: Министерство Просвещения РФ в рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования».
Тема проекта: «Развитие и совершенствование кадрового потенциала центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» (2021).
Полученные результаты: создан Центр открытого образования на русском языке на базе Челябинского педагогического колледжа №2; проведен конкурс образовательных проектов для детей-мигрантов «Берёзка» (участие приняли 495 человек из Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, КНР, Конго, Таджикистана, Узбекистана, Украины, обучающиеся в образовательных организациях Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса и Сатки. Учащиеся 3-4 классов придумывали кроссворд по мотивам народных сказок, 5-6 классы разрабатывали экскурсионную программу, а ученики 7-8 классов готовили презентацию на тему “Моя будущая профессия”); проведены семинар и Круглый стол с представителями организаций, которые занимаются вопросами социокультурной адаптации и обучения мигрантов; разработана программа «Современные практики обучения детей мигрантов», на которой обучилось более 140 участников из таких стран, как Узбекистан, Киргизия, Китай, Республики Северная Осетия-Алания и городов России (Благовещенск, Новосибирск, Псков, Санкт-Петербург, Тюмень).
- Исполнитель гранта Российского научного фонда № 22-18-20022.
Тема проекта: «Когнитивно-прагматический и инвариантный подходы к исследованию современных культурно и территориально маркированных слов, используемых жителями Челябинского региона, c созданием русско-английского словаря Южно-Уральских реалий» (2022-2024гг.).