Южный Урал – территория многонациональная. И сегодня мы наблюдаем период активной миграции в Челябинскую область граждан из ближнего и дальнего зарубежья, которые переезжают в наш регион целыми семьями. Классы общеобразовательных школ пополняются учениками, для которых русский язык не является родным. И перед педагогами остро встает вопрос: «Как обучать детей- мигрантов русскому языку?»
«Почти в каждом классе сегодня есть ребенок-мигрант, где-то таких детей большой процент. Учитель оказывается в сложном положении, ведь для основной части ребят он применяет методику преподавания русского как родного. Носителю языка порой трудно представить, насколько непонятными для иностранца могут быть грамматические категории, не вызывающие ни малейшей трудности у тех, кто овладел этим языком как родным в детстве, – рассказывает доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Елена Доронина. - Методика русского языка как иностранного/неродного прекрасно разработана, еще с советских времен, есть соответствующая литература. Но как совместить обе методики в одном классе. Ведь школьный учитель чаще всего имеет филологическое образование, предусматривающее преподавание русского языка в качестве родного. Проблема оказывается глубже и задача стоит более сложная, чем просто научить русскому языку иностранца – надо адаптировать такого ученика к новой культуре, традициям, коллективу. Это вызов времени, и мы беремся ответить».
В Южно-Уральском государственном университете обучается более 2000 иностранных студентов. У преподавателей кафедры «Русский язык как иностранный» накоплен богатый опыт по преподаванию русского языка иностранным гражданам. Программа повышения квалификации, которую ученые ЮУрГУ разрабатывают для сотрудников центров открытого образования и учителей, основана на результатах анализа лучших практик обучения детей мигрантов, выявленных в процессе конкурса «Берёзка», который предназначен для детей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Конкурс, как и обучение организованы в рамках выигранного вузом гранта Министерства просвещения Российской Федерации.
«Грант направлен на выявление новых приемов, полезных практик, позволяющих обучать детей-мигрантов русскому языку. Поэтому сначала проходит конкурс, цель которого – выявить лучшие практики, – говорит заведующий кафедрой “Русский язык как иностранный” Елена Харченко. – Обобщив весь наш опыт, теоретический материал и практические наработки учителей, которые уже работают с этой категорией детей, мы составим программу обучения. Цель программы повышения квалификации – помочь педагогу так организовать работу на уроках с детьми, чтобы они мягко интегрировались в русскоязычную среду».
Программа повышения квалификации «Современные практики обучения русскому языку детей мигрантов» (72 часа) будет проводиться в очно-дистанционном формате.